Вы здесь: / / Фильм-погружение. Отзывы знаменских прихожан о фильме «Где ты, Адам?»

Фильм-погружение. Отзывы знаменских прихожан о фильме «Где ты, Адам?»

«Этот фильм – из жизни, о жизни, сама жизнь. Здесь не было поиска предмета съемок, темы, сюжетов, чтобы самоутвердиться, реализоваться, заработать деньги. Ни один съемочный день не был оплачен, ни работа продюсера, режиссера. Мы сделали это потому, что мы не могли этого не сделать. Никаких навязчивых нравственных установок, никакого морализаторства в фильме нет абсолютно. И уже зрители в своих отзывах могут поделиться, чему фильм учит, что открывает, к чему ведет и на что вдохновляет. Все преломляется в каждом человеческом сердце индивидуально» - так говорит о фильме «Где ты, Адам?» автор идеи, один из основных вдохновителей и создателей картины протодиакон Александр Плиска. Мы счастливы, что смогли оказаться в числе зрителей фильма, и сегодня хотим здесь поделиться своими отзывами и впечатлениями.

«Первые же слова, сказанные герондой Григорием в фильме, просто сразили меня. «Какое счастье - благословенное презрение... Оно даёт такую свободу! Благословенное пренебрежение - это рай»... Парочка, сидящая передо мной, после этих слов быстро покинула зал. Я понимаю их, случайных зрителей, это и для воцерковленного человека непросто. Я пока не видела ни одного человека, который наслаждался бы презрением к себе и получал через это свободу. Это, наверное, близко к вершине христианского пути. Теперь, чувствуя привычную обиду от чьих-то слов, сразу вспоминаю слова геронды, и думаю - вот оно, благословенное пренебрежение, отчего же ты не чувствуешь свободу, христианка Ника? И вторая тема, сильно тронувшая меня - тема аскетизма. Нам, живущим в весьма комфортных условиях Подмосковья, очень трудно отказаться даже от маленькой толики удобств ради Христа. На какой подвиг, пусть маленький, способны мы, рабы цивилизации Бога нашего ради? Часто думаю об этом теперь. А монахам из фильма завидую - счастливые люди! В целом фильм вызывает огромный оптимизм, он зовёт к Небесам. Это шикарный подарок всем жаждущим, ищущим и стучащим, великолепное питание для всех изголодавшихся по истинному православному христианству».

Виктория Гривковская

«Пошли на фильм всей семьёй по совету Виктории и очень благодарны ей за совет. Фильм удивительный, удивляющий...После просмотра фильма обсуждали несколько раз слова настоятеля монастыря о благословенном презрении... Он называет это Раем. Его презирают, а он воспринимает этих людей как посланных Богом, поэтому их презрение для него благословенно, геронда чувствует свободу в этом презрении от своего самолюбия. Вот она истинная свобода. А ещё меня очень впечатлил эпизод пострижения в монахи и горькие слёзы отца настоятеля. Мы подумали, что вероятно архимандрит Григорий чувствует то же самое, что чувствует мать, провожающая сына на войну, не меньше. Монаха ждёт жестокая борьба и настоятель молится о его победе.

Фильм обращён к каждому человеку - потомку Адама, повреждённому грехом... Вернись, обратись, услышь голос Бога, зовущего тебя к себе.

А ещё для меня стало откровением, что монашеская жизнь так трудна, а через слова о том, что монахам освещают путь Ангелы и Архангелы, а они (монахи) освящают путь мирянам, я поняла, что мы должны знать и наблюдать монашескую жизнь, чтобы пытаться приблизится к ней в своей мирской жизни. И, конечно, урок благодарности. Герои фильма работают бесплатно во славу Божьей Матери и благодарят. А мы работаем за деньги и частенько ропщем. И никакой духовной прибыли не получаем, а от ропота ещё и убыток. Для меня возникла связь между благодарением, смирением, благодарным терпением всего, трудом во Славу Божью и надеждой на встречу с Богом».

Ольга Ремизова

«Я посмотрела фильм в кинотеатре почти через месяц после прокатного старта. На фильм шла подготовленной: прочитав, посмотрев и послушав информацию на официальном сайте фильма, посмотрев на «You Tube» фильмы о монастыре и архимандрите Григории (Зумис) и начав читать его книгу «Люди церкви, которых я знал». Первым удивлением до начала фильма было обилие молодых зрителей в зале, публика была преимущественно светской и молодёжной. Вторым удивлением, связанным с публикой была полная тишина в зале во время просмотра, отсутствие шуршания, жевания, разговоров, свечения мобильных телефонов – уже такое привычное в кинозалах, и наконец то, что зал не спешил к выходу после сеанса, было полное ощущение того, что мы не хотим расходиться, даже после включения света многие продолжали задумчиво сидеть в креслах. Создатели фильма настаивают на просмотре его именно в кинозале, там, где можно достичь этого эффекта погружения в мир Афона и жизни монахов Дохиара, и реакция публики на фильм убеждают в правильности такого просмотра. Весь фильм я воспринимала как непрерывный урок и образец, весь фильм проводила параллели со своей жизнью, даже с жизнью нашей Знаменской общины. Фильм дал мне силы, то, что называется ресурсом, вселил надежду и зарядил правдой. Я возвращаюсь к увиденному и услышанному мысленно и продолжаю этот урок. Поразили не только люди. Поразили животные: собаки и кошки, которые в терпении и доверии несут свой крест, поразили переплетённые ветви старого платана, неоднократно возникавшие в кадре и непривычные виды сурового Афона: серое море, ветер, низкое хмурое небо, гроза и проливной дождь, снежно-ледяное безмолвие вершины горы Афон. И всё это под гениально исполненную на фортепьяно музыку одного из насельников монастыря. Для меня это тоже стало образом сурового крестоношения, которое если его принять, становится странным образом желанным душе – вожделенным, питающим. И здесь уместны слова протодиакона Александра об Афоне: «Афон — это тюрьма. Самая настоящая. Куда приезжают добровольно и добровольно там остаются. Потому что пришли туда найти Господа и найти себя в пространстве созданного Богом мироздания». 

Слова старца неоднократно освещали душевный сумрак. Есть одна фраза, сказанная отцом Григорием, которая засела в сердце: «Человек должен научиться рассеивать свои скорби». Про то, что уныние грех все мы знаем, но попадаем в уныние раз от раза. А вот здесь был и пример, и образ, и благодатный наказ. Я его услышала, теперь бы сохранить».

Светлана Исаенкова

«Слов после фильма сразу даже не было. Мы остановились в фойе кинозала после просмотра и стали вспоминать только что увиденное. Тогда уже появились формулировки. Меня особенно зацепило в конце фильма объяснение смысла слов «Где ты, Адам?». Я воспринял это как обращение Бога ко всем нам: где ты, человек? Любой человек, кем бы он ни был. Ещё в фильме повторяется мысль о том, что нужно всегда стараться оставаться чело-веком — «челом, которое смотрит в Вечность». Очень правильно сказано о нашем личном покаянии, о воспитании веры, терпения. Поразила старая овчарка с парализованными задними лапами: как она спешила за отцом Григорием, как тащила свои лапы, сколько в этом было любви и труда и доверия. В самом начале отец Григорий говорит о счастье несения своего креста; если тебя ругают, презирают, а ты понимаешь и смиренно принимаешь этот крест, то ты в раю. О покаянии и смирении очень сильные сюжеты, прокручиваются в образах и после фильма. И ещё не думали, что там бывает такая зима!».

Дмитрий и Наталья Игнатовы

«Прошло три недели после просмотра фильма, а я до сих пор нахожусь под сильным впечатлением от него. Трудно выделить, что потрясло больше всего, настолько всё в этом фильме важно и ёмко. Видеокадр, каждое слово и музыка – всё связано так, что проникает в глубину души. Очень важно смотреть именно в кинотеатре. Осталось чувство, что я могла пропустить что-то важное, особенно в субтитрах, поэтом хочется посмотреть ещё раз. Провожу параллели со своей жизнью и с жизнью нашей общины. Неоднократно выношу на исповедь что стала очень уставать, что вечером не получается молиться, что стремлюсь скорее лечь спать, оправдывая себя. В картине меня потрясло, как много трудятся монахи, потрясли их радостные глаза и светлые лица, несмотря на каторжный труд, а геронда Григорий заметил, что не видел людей, которые много отдыхают и при этом могут молиться. Я ещё продолжаю это осмысливать. Очень затронули братские отношения в монастыре, их служение для помощи друг другу. Мы много обсуждали с сёстрами тему благословенного презрения, но когда недавно мне пришлось пройти это в практике – я сначала обиделась, но вдруг вспомнила эти слова: «благословенное презрение – это Рай» и мне стало радостно и захотелось искренне поблагодарить Господа за всё. Потрясла так же сцена пострижения в монахи, плачь геронды, игра монаха Авеля на фортепьяно, виды Афона. А ещё мы все, кто уже посмотрели этот фильм понимаем друг друга с полуслова, можем делиться впечатлениями бесконечно и нам очень тепло вместе».

Елена Гончарова