Вы здесь: / / Знаменская церковно-приходская школа

Знаменская церковно-приходская школа

С середины 60-х годов XIX века вплоть до 1917 г. с историей Знаменской церкви неразрывно связана история местной церковной приходской школы. Три поколения селян учились здесь читать Псалтирь и Часослов, заучивали Символ Веры и Заповеди Блаженства, основные молитвы, без которых немыслима жизнь русского православного человека. 

С января 1889 г при церковной школе начались религиозно-нравственные чтения и беседы с народом в воскресные и праздничные дни. Труды по ведению бесед приняли на себя местный священник К.П.Хитров и учитель школы студент Московской семинарии В.И.Одигитриевский. В школе проходили и уроки хорового пения. 

В день Святого Духа, 21 мая 1901 г., в селе Знаменское-Денисьево состоялось церковное торжество по случаю закладки каменного здания для местной церковно-приходской школы. 

Тщаниями священника Михаила Соколова здание было построено. 

3 сентября 1902 г. освящено председателем совета Кирилло-Мефодиевского братства епископом Дмитровским Трифоном (Туркестановым). После освящения Владыка отслужил в Знаменской церкви Божественную Литургию. 

В 1930-е гг. храм закрыт и разорён

Только в 1990 г. усилиями верующих было принято решение о реставрации церкви, которое фактически началось с 1992 г

Одновременно с восстановлением храма возрождается и приходская жизнь: организована воскресная школа для детей и взрослых, по будням действует детский творческий клуб с кружками иконописи, рисования, резьбы по дереву, пения, лепки и керамики. 

< Из книги протоиерея Алексия Николина
"Взгляд на русскую историю из Подмосковного села"

В селе Знаменское жизнь церковной школы фактически началась в 60-х годах XIX столетия, когда священником в Знаменской церкви стал отец Константин Хитров. Его горячему желанию помочь своему приходу, его безкорыстному труду обязано Знаменское существованием своей сначала народной, основанной в 1869 году, а затем, с 1884 года, и церковно-приходской школы. Препятствий и трудностей на этом пути у отца Константина было предостаточно. Но занятия в школе велись почти непрерывно, хотя и шли они на протяжении более чем трех десятилетий в здании, к такому делу неприспособленном и к тому же расположенном вдали от храма. Три поколения селян учились здесь читать Псалтирь и Часослов, учили наизусть Символ веры, десять заповедей, все те основные молитвы, без которых немыслима жизнь русского православного человека.

В том же здании с января месяца 1889 года по благословению епископа Дмитровского Мисаила (Крылова) началась работа воскресной школы – религиозно-нравственные чтения и беседы с народом в воскресные и праздничные дня. Беседы эти велись также отцом Константином, а помощь ему в этом деле оказывал назначенный учителем церковно-приходской школы, студент Московской семинарии В. И. Одигитриевский. Те, кто посещал эти беседы, нередко говорили: «Господь Бог благословил начало их доброго предприятия». Действительно, несмотря на то, что весь Знаменский приход состоял в то время из одного лишь села, в котором числилось не более 65–70 домов, школа во время почти всех бесед была полна слушателями. На каждой беседе в среднем бывало не менее 70 человек, не считая детей.

Преподаватели составили интересную и обширную программу, которой они придерживались при ведении своих бесед с народом. Это давало слушателям возможность основательно познакомиться со всеми существенными вопросами, относящимися к христианскому вероучению. Вот эта программа, в общих чертах.

1. Чтение дневного Евангелия и Апостола с объяснением.

2. Священная История Ветхого и Нового Завета (с чтением по славянской Библии некоторых соответствующих рассказам из Священной Истории мест и с объяснением последних).

3. Рассказы из истории Христианской Церкви.

4. Объяснение устройства храмов и их принадлежностей, таинств и обрядов православной церкви.

5. Объяснение церковного Богослужения и главным образом Литургии.

6. Жизнеописания святых, а также история некоторых праздников в честь Пресвятой Богородицы, применительно ко дням празднования Православною Церковью.

Кроме чтений и бесед, продолжающихся часа два (с двух до четырех), по желанию самих прихожан, здесь же в школе проводились занятия хоровым пением. Прихожане учились петь общим хором (всеми присутствующими) при Богослужении. Разучивались песнопения, как из литургии, так и из всенощного бдения. Благодаря издавна существовавшему в селе Знаменском хорошему хору певчих эти спевки «проводились очень стройно» (Московские церковные ведомости. 1889. № 17. С.231–232).

В мае 1901 года «Московские церковные ведомости» сообщили о нечастом для того времени церковном торжестве, имевшем место в селе Знаменское, – о закладке в этом селе каменной церковно-приходской школы. Вот это сообщение.

«В день Святаго Духа, 21 мая 1901 года, в с. Знаменском-Денисьеве состоялось редкое церковное торжество, по случаю закладки каменного здания для местной церковно-приходской школы.

Народное образование в селе Знаменском-Денисьеве началось с 60 годов и между тем до сего времени не предполагалось построить такое здание, которое отвечало бы всем запросам церковной школы. Изыскать средства для постройки новой школы, вместо ветхой, находившейся вдали от храма, было главною заботою заведующего церковно-приходской школою священника Михаила Соколова. Первая и главная лепта поступила на постройку школьного здания по завещанию Александры Ксенофонтовны Медведниковой–в память ея, количеством 1000 рублей, затем от Совета Кирилло-Мефодиевского Братства – 500 рублей и местных прихожан–500 рублей (уплата последних по приговору разсрочена на 5 лет, начиная с 1901 года). Место для новой школы отведено около храма; длина здания – 18 аршин, ширина 12 аршин. Вся постройка школы возложена Советом Кирилло-Мефодиевского Братства на заведующего школою.

С благословения Его Высокопреосвященства, Митрополита Владимира (Богоявленского – Ред.), изволил осчастливить все население милостивым согласием совершить в нашем скромном сельском храме всенощное бдение и Божественную литургию, освятить и положить первый камень нового училищного здания товарищ председателя Совета Кирилло-Мефодиевского Братства, архимандрит Трифон. Более полутораста лет, с самого основания храма, в нашем селе не совершалось столь торжественного служения, и потому весьма понятно, с каким нетерпением все ожидали 21 мая, когда была назначена закладка церковно-приходской школы.

Торжество началось накануне всенощным бдением, которое совершал местный священник Михаил Соколов с диаконом Николаевской, в Московской Духовной семинарии, церкви А.И. Сперанским, в присутствии попечителя школы князя Александра Михайловича Голицына и предводителя дворянства города Епифани, Тульской губернии, князя Михаила Владимировича Голицына, при пении прекрасного хора из бывших и настоящих учеников и учениц местной церковно-приходской школы, под управлением любителя церковного пения М. Шнырева. На величание выходили: ректор Московской Духовной семинарии архимандрит Трифон и села Усова священник Константин Махаев. По окончании всенощного бдения, архимандрит Трифон, благословивши всех молящихся и сказавши краткое, но глубоко прочувствованное слово, касающееся торжества, вместе с попечителем школы князем А.М. Голицыным, отбыл в его имение при с. Петровском, где и ночевал.

На другой день с раннего утра храм стал наполняться массою богомольцев. Ровно в 10 часов утра в храм прибыл из села Петровского ректор семинарии, архимандрит Трифон с попечителем школы князем А.М. Голицыным и был встречен при пении ирмоса – «Радуйся, Царице...». В сослужении священников Михаила Соколова и Константина Хитрова с диаконами Сперанским и Преображенским, архимандрит Трифон совершил Божественную литургию. Величественное соборное служение и умилительное детское пение произвели на молящихся глубоко-радостное впечатление. После причастного стиха, заведующим школою, священником Михаилом Соколовым произнесено было слово о великом значении церковно-приходских школ в религиозно-нравственном воспитании детей, а перед отпустом литургии архимандрит Трифон предложил изустное поучение о постоянной молитве и необходимости в течение всей своей жизни прибегать к частому чтению слова Божия. По окончании литургии, с пением тропарей празднику Знамения Божией Матери и свв. Мефодию и Кириллу, в преднесении хоругвей, запрестольных икон и др. святынь храма, направился к месту постройки церковно-приходской школы крестный ход. Благодаря праздничному дню и прекрасной погоде, громадная масса народа, пришедшая из соседних сел и деревень, проникнутая чувствами благоговения и умиления, сопровождала шествие и расположилась вокруг места, предназначенного для постройки училищного здания. По прибытии крестного хода к месту новосооружаемой школы, здесь был отслужен молебен празднику Знамения Божией Матери и свв. Мефодию и Кириллу с водоосвящением, причем, по прочтении молитвы на основание дома, архимандрит Трифон все место, предназначенное для церковно-приходской школы, окропил святой водою. Затем заведующим школою священником Михаилом Соколовым был прочитан «акт», выгравированный на металлической доске, следующего содержания: «В благополучное царствование Государя Императора Николая II, в лето от Рождества Христова 1901, в 21 день мая месяца, положен сей первый камень сего здания, посвященного для Знаменской, села Знаменского-Денисьева, церковно-приходской школы, в присутствии товарища председателя Совета Кирилло-Мефодиевского Братства, архимандрита Трифона, попечителя школы, князя А. М. Голицына и настоятеля храма священника Михаила Соколова, изыскавшего для сего здания средства, в числе которых первая и главная лепта поступила по завещанию Александры Ксенофонтовны Медведниковой – в память ея, а затем и от Совета Кирилло-Мефодиевского Братства и местных прихожан», который, будучи окроплен святой водою, был положен в углубление камня, лежащего в переднем углу. Далее происходила самая закладка школы: первый камень положил заведующий школою священник Михаил Соколов, второй – попечитель школы князь А. М. Голицын, третий – учитель заштатный священник Константин Хитров, а остальные камни полагали некоторые из учеников школы и их родителей. Все камни окроплял святой водою архимандрит Трифон при произношении о. диаконом Сперанским слов «Господу помолимся». Затем архимандрит Трифон, благословил заведующего школою священника Михаила Соколова иконою Иверския Божией Матери в дорогой серебряно-позлащенной ризе с надписью: «В благословение Денисьевской церковно-приходской школе. От архимандрита Трифона–товарища председателя «Совета Кирилло-Мефодиевского Братства». 1901 года мая 21 дня». При этом архимандрит в теплых и сердечных словах высказал глубокую благодарность за ревностное отношение к народному образованию и за все труды и заботы по постройке каменной церковно-приходской школы.

После провозглашения многолетия царствующему Дому, Святейшему Синоду, Владыке Митрополиту Владимиру, ревнителям народного просвещения, учащим и учащимся, всем православным христианам и вечной памяти рабе Божией Александре (Медведниковой), архимандрит Трифон благословил всех детей школы образками преподобного Сергия и при этом роздал всему народу более тысячи брошюрок религиозно-нравственного содержания. В свою очередь от детей школы и их родителей была преподнесена архимандриту Трифону просфора о его здравии и благоденствии, в благодарность, что он удостоил своим посещением это скромное село.

По окончании богослужения, архимандрит Трифон вместе с попечителем школы, князем А.М. Голицыным, посетив дом заведующего школой, священника Михаила Соколова, где был предложен чай, и, побыв около часа, с князем А.М. Голицыным отправился в его имение, где осматривал исторический храм и все его редкости, а в шестом часу вечера, в сопровождении заведующего школой священника Михаила Соколова, отбыл на станцию Одинцово Брестской железной дороги и с семичасовым вечерним поездом возвратился в Москву» (Московские церковные ведомости. 1901. № 26. С.320–321).

Всего через год с небольшим, а именно 3 сентября 1902 года те же «Московские церковные ведомости» сообщили в статье «Из села Знаменскаго-Денисьева, Звенигородскаго уезда» о состоявшемся там еще одном торжестве, на этот раз по случаю освящения построенного каменного здания церковно-приходской школы.

«Чистое, светлое, просторное школьное здание приветливо растворило свои двери детям, юным питомцам Церкви Христовой. Здание, рассчитанное на 40–50 человек детей обоего пола, построено на высоком холме, около храма, покрыто железом, причем, над школьным помещением, в особо устроенном месте, вделан из белого камня крест, ниже креста вставлена храмовая икона Знамения Пресвятыя Богородицы, а под иконою прибита доска с надписью «Церковно-приходская школа». Над парадным входом, в зонте, сделанном из железа, вставлена икона Спасителя с благословляющею десницею, а внутри школьного помещения, на стене, повешена большого размера икона Христа Спасителя, благословляющего детей, с золоченою перед ней лампадою. Пятиаршинная высота школы с большими итальянскими окнами на юго-восток дает обилие света и воздуха. При школе, имеется квартира для учителя, вполне достаточная даже и для семейного человека. Все училищное здание вместе с холодными пристройками стоило около 5000 рублей. Этот новый дом школы представляет собою как бы второй храм и невольно производить на посетителей приятное впечатление.

С благословения Высокопреосвященнейшего Владимира, Митрополита Московского, благоволил осчастливить нас своим согласием совершить в нашем храме всенощное бдение и божественную литургию и освятить новое училищное здание председатель совета Кирилло-Мефодиевского Братства преосвященный Трифон, епископ Дмитровский, которое он же и закладывал в прошедшем году 21 мая, будучи еще ректором Московской Духовной семинарии.

Трудно было поверить, что наш сельский храм, не имевший счастья с самого своего основания, в продолжение почти полутораста лет, видеть в своих стенах ни одного архиерея, наконец увидит не только архиерея, но его торжественное служение и потому понятно, с каким нетерпением, даже, можно сказать, с замиранием сердца все ожидали 3 сентября, когда было назначено преосвященным Трифоном освящение нового здания для местной церковно-приходской школы. 2 сентября преосвященный Трифон, в 4 часа 15 мминут пополудни, прибыл по Московско-Брестской, железной дороге на станцию Одинцово, где был встречен местным благочинным села Акулова священником В.А. Орловым с заведующим школою священником М.И. Соколовым, и в приготовленном для него экипаже вместе с протоиереем Московской Троицкой, в Полях, церкви Н.А. Соловьевым отправился в село Знаменское-Денисьево, отстоящее от станции в 13 верстах. Когда колокольный звон Знаменского храма известил всех прихожан о приближении преосвященного Трифона, весь народ, полный восторга, от мала до велика, выступил на встречу Владыке и стоял по обеим сторонам дороги на протяжении почти полуверсты, образовывая собою как бы длинную ленту до самого храма. Владыка, тихо проезжая по селу, благословлял народ, низко кланявшийся ему. Ровно в 8 ч. вечера торжество началось всенощным бдением, которое совершал заведующий школою священник М.И. Соколов со старшим иеродиаконом Московского Богоявленского монастыря о. Сергием. На литию и величание выходили: преосвященный Трифон, Московской Троицкой, в Полях, церкви, протоиерей Н.А. Соловьев, председатель Звенигородского уездного отделения Совета Кирилло-Мефодиевского Братства, священник К.Н. Пономарев, местный благочинный с. Акулова, священник В.А. Орлов, с. Усова священник К.Г. Махаев и заштатный священник К.П. Хитров с диаконом Николаевской, в Московской Духовной семинарии церкви А.И. Сперанским.

Пел хор из бывших и настоящих учеников и учениц местной церковно-приходской школы под управлением любителя церковного пения М. Шнырева. Чтение, положенное на всенощном бдении, исполнялось, по назначению, учениками школы. По окончании означенной службы преосвященный Трифон, благословивший всех молящихся, отбыл ночевать в имение кн. А.М. Голицына в селе Петровское. Во время всенощного бдения храм и школа были иллюминированы.

Рано утром, на другой день, храм стал наполняться народом. Ровно в 10 часов утра в храм прибыл преосвященный Трифон вместе с князем А.М. Голицыным из его имения и в сослужении протоиерея Н.А. Соловьева, священников К.Н. Пономарева, В.А. Орлова, М.В. Кудрина, К.Г. Махаева, К.П. Хитрова, М.И. Соколова и диаконов: отца Сергия, А.И. Сперанского и Н.Ф. Патакина совершил Божественную Литургию. Все богослужение очень стройно пел хор местной церковно-приходской школы и произвел на всех молящихся весьма приятное впечатление. После причастного стиха заведующим школою, священником М.И. Соколовым было произнесено слово, в котором он благодарил всех, способствовавших благоустроению местной церковно-приходской школы, причем напомнил, что поданная лепта вообще на нужды церковно-приходской школы послужит просвещению незнающих святой истины, уменьшению в народе числа грубых, порочных людей. Жертвующий на нужды церковной школы пусть знает, что своей жертвой он приносит пользу отечеству, помогая воспитанию добрых его сынов».

По окончании литургии, с пением тропарей Знамению Божией Матери и святым Кириллу и Мефодию крестный ход в преднесении хоругвей, запрестольных икон и других святынь храма, во главе с преосвященным Трифоном и собравшимся духовенством, направился к новому зданию церковной школы. Благодаря прекрасной, погоде, множество народа сопровождало шествие и расположилось около новой церковной школы. Началось торжество освящения школы. Преосвященным Трифоном с собором священно-церковнослужителей был отслужен молебен Знамению Пресвятой Богородицы и святым Кириллу и Мефодию с водоосвящением. По прочтении молитв «на вход в новый дом» и на «начало учения отроков» и по окроплении святой водою всего школьного помещения и всех присутствующих с пением «Тебе Бога хвалим» крестный ход возвратился в храм, где после слов отпуста провозглашены были многолетия: Царствующему Дому, Святейшему Синоду, Митрополиту Московскому Владимиру, преосвященным Трифону и Парфению, ревнителям народного просвещения, учащим и учащимся и всем православным христианам и «вечная память» рабе Божией Александре (Медведниковой).

Разоблачившись, преосвященный Трифон в архиерейской мантии с посохом в руках, ставши на амвоне, обратился к народу с глубоко прочувствованным словом – о воспитании детей. Как только преосвященный Трифон закончил свое слово, церковный староста А.М. Дельнов поднес ему икону Христа Спасителя в сребропозлащенной ризе с надписью: «Преосвященнейшему Трифону – председателю совета Кирилло-Мефодиевского Братства. В молитвенную память о настоятеле храма села Знаменское-Денисьево иерее Михаиле с причтом и его детях духовных. 1902 года Сентября третьего дня». Заведующий школою священник М. Соколов прочитал при этом приветственный адрес.

Преосвященный Трифон, принявши святую икону, адрес, а от детей-школьников просфору, высказал в своих теплых, сердечных словах благодарность и заведующему школою священнику М. Соколову за его ревностное отношение к народному образованно и за то, что он перенес так много труда и забот по постройке столь великолепного, по здешней деревенской местности, здания для церковно-приходской шкоды и изъявил при сем искреннее желание помолиться как о настоятеле храма сего, так и о жителях веси сей. Затем преосвященный Трифон начал благословлять детей школы крестиками и образками Знамения Пресвятой Богородицы и при этом роздал всему народу массу брошюрок религиозно-нравственного содержания.

Ученики соседних церковно-приходских школ – Петровской и Усовской, пришедшие с учащими на означенное торжество, также имели счастье получить на память от преосвященного Трифона по кресту, образку и брошюрке религиозного содержания.

По окончании Богослужения преосвященный Трифон, и все собравшееся духовенство, кн. Ал. М. Голицын и другие почетные гости, посетили дом заведующего школой священника М. Соколова, где предложен был чай и трапеза, во время которой, между прочим, получена была телеграмма на имя заведующего школою священника М. Соколова, от Звенигородского уездного предводителя дворянства графа Павла Сергеевича Шереметева.

В пятом часу вечера преосвященный Трифон, распростившись со всеми, вместе с князем А.М. Голицыным отбыл в его имение, где для детей местной церковно-приходской школы отслужил на другой день Божественную литургию».

Статья эта, написанная настоятелем Знаменской церкви и заведующим школой священником Михаилом Соколовым, завершалась следующими словами благодарности: «Искренняя сердечная благодарность Преосвященнейшему Трифону за участие в освящении нового здания для церковной школы! День его святительского служения составил для нашего населения из праздников праздник и, конечно, навсегда останется в благодарной памяти здешних прихожан» (Московские церковные ведомости. 1902. № 39. С.457–459).

1916 году в церковно-приходской школе при Знаменской церкви обучались 17 мальчиков и 24 девочки.