Вы здесь: / / Паломничество на Афон. Сентябрь 2018 год

Паломничество на Афон. Сентябрь 2018 год

Афонское паломничество Знаменской братии

В сентябре 2018 года группа прихожан Знаменского храма совершила паломническую поездку по монастырям Святой Горы Афон.Это было уже второе наше паломничество на Афон, и в этот раз с нами поехал наш духовный отец, настоятель Храма Знамения Иконы Божией Матери протоиерей Алексей Николин. Огромная милость Божья, что это паломничество и восхождение на Святую Гору состоялось, и этому не воспрепятствовали сложные события вокруг украинской православной церкви, последовавшие вскоре после нашей поездки.

Началось паломничество с посещения Ватопедского монастыря, где мы с радостью и трепетом приложились к святыням монастыря – иконе Богородицы «Утешение», мощам святых и поясу Богородицы, приняли участие в божественной литургии и причастились святых Христовых таинств.

После этого группа разделилась – отец Алексей по приглашению игумена монастыря Ефрема остался в Ватопеде для участия в богослужениях, часть прихожан отправилась по монастырям, а основная группа направилась для восхождения на вершину святой Горы Афон.

Перед восхождением мы посетили богослужения в монастыре Великая Лавра– старейшем и первом в иерархии монастырей Афона. Пасечник отец Анатолий гостил нас свежим медом с чаем, провел экскурсию по монастырю, показал остатки древних языческих капищ и пещеры христианских подвижников, место подвига святого Афанасия Великого. После ночлега в монастыре мы совершили переход до подножия горы Афон, весь подъем занял почти 9 часов и оказался очень сложным. Но нас укрепляло постоянное поочередное чтение Евангелия на привалах. Все 8 участников восхождения уже в сумерках дошли до храма Панагии («Пресвятой»), который находится на высоте 1.5 километров, где вместе с другими паломниками остановились на ночлег. Храм Панагия позволяет отдохнуть, чтобы подняться на вершину Святой Горы «отдохнувшим» способным воспринять Благодать Господа. В храме нет священника, и тех, кто смотрел бы за порядком. Лежат богослужебные книги на греческом и русском языке. В притворе храма есть помещение, где можно отдохнуть и приготовить еду на камине. Второе помещение - для отдыха, в нем ряд двуспальных кроватей. Паломники, идущие на вершину, занимают кровати, если на обратном пути собирают переночевать в Храме Панагия. Здесь также оставляют вещи, которые на вершине не понадобятся. Мы спали прямо на полу, у небольшого камина столовой комнаты. Кто-то расположился внутри, а кто-то ночевал снаружи, в спальных мешках, прямо на железных кроватях. Ночная молитва там была необыкновенной, просто летела из сердца вверх, к небесам.

С рассветом мы около 2 часов поднимались уже на самую вершину горы, где находится Храм Преображения. В те дни как раз заканчивался его ремонт, храм значительно перестроили, он стал больше и получил красивый новый иконостас. Православный крест на самой вершине, поржавевший в прежние годы, стал позолоченным и ослепительно сиял на солнце. Мы помолились в храме и спускались вниз с ощущением радости и наполненности благодатью.

В последующие дни мы остановились в келлии отца Гавриила, в скиту Святой Анны, где приложились к святыне, стопе матери Богородицы. Затем необыкновенно удачно попали в монастырь Святого Павла, где по молитвам нам открыли в неурочное время храм, и мы смогли приложиться к Дарам Волхвов, главе святого Пантелеймона, и мощам других великих святых.

После этого наш путь пролег через Андреевский скит, бывший когда-то русским, где мы поклонились главе святого апостола Андрея. Также посетили странноприимный дом Иоанна Русского в столице Афона Карее. В этом году нам также повезло в посещении Иверского монастыря – мы не только помолились у одной из самых почитаемых чудотворных икон, называемая Портаитисса (Вратарница) Иверская, набрали воду в святом источнике, который по преданию забил из земли в тот момент, когда туда ступила Богородица, но и приложились к мощам многих великих святых, для хранения которых отведено целое помещение.

Два дня мы посвятили духовному общению и трудничеству в келлии Воздвижения Честного Креста (монастыря Каракал), где подвизается греческий иеромонах отец Давид. Когда-то переехавший из Салоник на Афон и буквально из руин восстановившего большую келлию,некогда принадлежавшую русским монахам.С ним мы обсуждали такие сложные темы, как церковный раскол в православном мире, положение современной Греции, статус и внутренние процессы в Афонской монашеской республике.

Получив благословение любимого нами отца Давида, мы посетили монастырь Каракал и Филофей, где находится необыкновенно трогательная чудотворная икона «Гликофилуса» («Сладкое лобзание»).

Последним, но не менее важным и самым для нас родным местом в нашем паломничестве стал русский монастырь Святого Пантелеймона. В очередной раз мы попали туда на праздник, который по сути отмечается там как престольной – 24 сентября, день памяти святого Силуана Афонского, который подвизался в монастыре в конце 19-начале 20 века. Вместе с многочисленными украинскими паломниками мы мирно причастились там на праздник, и покидали Афон на пароме с ощущением светлой радости от выполненного духовного труда, и сожаления, что очередное паломничество так быстро завершилось.

Паломники о своем духовном опыте:

Отец Алексей: «паломничество на Афон – это паломничество с молитвой о даровании видения пути духовного делания, основного направления, по которому надо вести духовную брань. Для меня это открылось как воздержание, терпение, благодарение».

Сергей Янченко: «для меня Афон - это Благодать, к которой там прикасаешься и наполняешься. Афон укрепил меня в вере, я еще сильнее почувствовал рядом с собой Бога. Моя жизнь после этого сразу не изменилась, но я почувствовал, что должен меняться сам. И пережил там безмятежность, когда ты можешь молиться и соединиться с Господом. И в первую неделю после Афона я чувствовал, что этот мир как бы бутафория, ненастоящий...»

Максим Галицын: «Афон для меня стал духовным источником, погружаясь в который ты начинаешь чувствовать свою духовную и физическую жизнь по-другому. Там, на Святой Горе, везде чувствуется присутствие Господа, будь то пение птиц или журчание горной речки.. А о глубине духовной монастырской жизни можно говорить очень много и с любым монахом на Афоне. Ваша жизнь после паломничества на Афон уже не будет прежней!»

Денис Филюков: «эта поездка дала стала для меня воплощением Братства. Как в смысле общности группы, в которой мы совершали паломничество, так и в духе братской любви, которая присутствует в каждом из посещенных нами монастырей».

Алексей Гоголев: «Афон - это возможность побыть собой. Когда отпадает мирская мишура, ты как-бы вылезаешь из скорлупы городской суеты, сбрасываешь повседневную одежду и освобождаешься от тянущих ко дну проблем. На Святой Горе меняются и твои друзья. Становится видна их натура, ты видишь не просто Сашу, Колю Сережу, а душу этих людей. Ты любишь их, а они любят тебя. На Афоне начинаешь понимать Божий замысел о человеке. Это место, которое ты всегда помнишь».

Антон Гуляев: «это было незабываемое паломничество, память о котором остается на всю жизнь! Я счастлив, что смог подняться на гору Афон, дойти до храма Панагии! Желаю всем братьям пережить это».

Николай Студеникин: «в мое первое паломничество на Афон я поехал один, а два следующих уже организовал наши группы. И надо сказать, что это совсем разный духовный опыт. В первое паломничество я изучал Афон и получал ответы на острые для меня вопросы, а уже организуя паломничества группы в большей степени помогал получить этот опыт братьям нашего прихода. Но благодать и открытия только умножились».

Александр Калагин«Я всегда поражался, насколько у греков вера проникла в их жизнь. У простых греков - рыбаков, тавернье, полицейских, даже у тех, кого бы мы назвали националистами. Это просто потрясающая интеграция. Греки, а правильнее бы их называть эллины, просто живут и находятся в ней и дышат, как люди воздухом, как рыбы в океане. Древние церкви и монастыри - заходишь и тебя окутывает благодать, намоленная веками. 

Да, такие ощущения встречаются не везде, но я не езжу по большим городам, а греческая провинция еще не избалована и не испорчена Европой. За такой благодатью и молитвой я ездил, уже несколько раз, на Святую Гору, на Афон. Афон я бы назвал санаторием для души, где через определенные процедуры - молитвы и покаяние - происходит ее выздоровление. Божией милостью, в прошлом 2018 году, я сподобился в очередной раз побывать на Святой Горе и подняться на ее вершину, помолиться в храме Преображения, и даже немножко позвонить в колокола. Скажу откровенно, вся поездка сопровождалась теми или иными искушениями, с которыми то получалось бороться, то не очень. 

Мы поднимались весь день до позднего вечера, вместо запланированных шести часов. Было очень жарко и внизу, и по дороге. У нас была запланирована ночевка метров за четыреста до вершины в Панагии и, т.к. накануне мы позволили себе в Урануполи даже полчасика искупаться, я с собой ничего теплого не взял - оставил внизу, только легкая рубашка и ветровка. А на утро - не больше 10 градусов и сильнейший пронизывающий ветер. Продувало насквозь буквально за пять минут, а еще идти часа два. Начинаю жаловаться Господу на жизнь - как же так, неужели почти у финиша я застрял. И тут в голове рисуется схема - два полотенца: на грудь и на спину и плотно застегнуть куртку. Вторая шапка нашлась у спутника. Два часа спустя, я на вершине! 

Много написано статей и рассказов о том, как люди, которые поднимаются на вершину, чувствуют преображение, метаморфозу. Ни разу, при посещении Афона, на самой Горе я не получал ни преображений, ни каких-либо откровений - все приходило уже после возвращения. Почему мне Господь не давал понимания того, что происходит сразу - я не знаю, может быть, чтобы я своими умозаключениями не отвлекался от молитвы, может почему-то еще. То, что я осознавал, трудно описать двумя словами, да и будет это неправильно. Я недавно начал изучать клиросное чтение Апостола, а это чтение подразумевает очень внимательное прочтение и изучение текста. И я понял, что посещение Святой Горы я хочу описать словами святого апостола Павла из его Первого послание к Коринфянам, глава 13: "...Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает..."».

Аминь.