Вы здесь: / / Пасха в Царской семье

Пасха в Царской семье

Дневники Николая II позволяют восстановить эпизоды Пасхальных празднеств при Дворе последнего русского Императора.

В записях 1894 г. мы видим Bеликого князя Николая Александровича в одну из самых счастливых его пасхальных недель, когда Наследник Российского Престола с блестящей свитой приезжает в Кобург просить руки Алисы Гессенской:

"Накануне Пасхи в Великую Субботу отправились вчетвером тетя Элла (Bеликая княгиня Елизавета Федоровна), Аликс (Алиса Гессенская), Сандро (Bеликий князь Александр Михайлович) и я покупать всякие пустяки для прятания в яйца. Хотя дождь не переставал лить, очень веселились и смеялись... В 5 часов приехал фельдъегерь с дорогими письмами из дому, с орденом и с чудесными подарками для Аликсот Папа и Мама и пасхальными яичками. Много радости они доставили нам обоим".

В первые годы Царствования молодой Государь с супругою по установленному Церемониалу в Пасхальную полночь возглавлял шествие в пышном кортеже по парадным залам Зимнего дворца к Большой церкви, совершая все положенные ритуалы торжественного Богослужения. На заре, по окончании Литургии, Царское семейство собиралось для пасхальной трапезы с куличами, пасхами и крашеными яйцами в великолепной Малахитовой гостиной, примыкавшей к личным покоям Императора. Николай писал в дневнике: "Легли спать около 4 часов утра, когда заря уже занималась... В 11.30 часов началось Христосование со всеми людьми в Малахитовой; почти 500 человек получили яйца". В последующие дни продолжались поздравления, Христосования, раздача даров родственникам, Придворным чинам, свите, служащим Дворца, число которых достигало тысячи человек.

Прошли годы... В 1913 г., когда отмечалось Tрехсотлетие Дома Романовых, Царская Чета и их пятеро детей праздновали Пасху в Александровском дворце Царского села.

Царь, присутствовавший на ночном Богослужении со своими детьми, вспоминал: "Крестный ход при чудном восходе солнца, мне очень напоминает Москву, Успенский собор и ту же службу. Дети красили яйца с офицерами яхты... Одарили друг друга после обеда... Алексей был в церкви в первый раз и по окончанию заутрени с Анастасией вернулся домой. Служба была торжественная и замечательно красивая в нашем прелестном храме".

"Пасху отмечали особенно торжественно. Перед войной Пасхальное Богослужение проводилось в Петербурге, в Зимнем дворце, после которого был официальный Прием. Если Императорская семья находилась в Царском Селе или в Крыму, Богослужение там совершалось в Дворцовых церквах. Для Царской семьи готовилась пасхальная трапеза — куличи, пасха, пасхальные торты и, конечно, крашеные яйца. В России был обычай после Пасхального Богослужения приветствовать близких людей поцелуем. Так и Государь в день Христова Воскресения, где бы он его ни праздновал, в Царском Селе или в Крыму, целовал своих солдат. Помню, как мы в Крыму стояли за большой стеклянной дверью и смотрели на эту церемонию, происходящую во дворе великолепного Ливадийского Дворца.

На Пасху в Крыму было дивно. Цвели всевозможные фруктовые деревья и дурманящие чудесные запахи наполняли воздух. Пасхальные Богослужения проводились в красивейшее время года. Государь был небольшой ростом, и ему надо было тянуться на цыпочках, целуя высоких солдат, которые деликатно наклонялись в его сторону. Некоторые из них давали Государю красное пасхальное яйцо, получая взамен фарфоровое, украшенное инициалами Государя. Государыня, в свою очередь, посещала школы. Школьницы, молодые девочки, получали пасхальный поцелуй Государыни. Она также раздавала, как и Государь, украшенные ее инициалами фарфоровые яйца. Пасхальным поцелуем приветствовались также и во дворце — этим Государь и Государыня показывали, что они помнят своих подданных».

В годы войны Император празднует Пасху в разлуке с семьей в военной Cтавке в Могилеве, со штабными посещает Пасхальные Богослужения. В Страстную субботу он записал в дневнике: "Получил пасхальные яички от дорогой Аликс и детей.... Около полковой церкви в березовой роще я Xристосовался с казаками и нижними чинами всех частей, стоящих в Могилеве - всего 860 человек".

Пасхальное яйцо - этот символический Дар, окрашенный в цвет крови Спасителя - было уже не опосредованным символом, а обретало особое значение на фронтах, где лилась кровь солдат. И в светлый праздник Воскресения оно рождало надежду на спасение и искупление грехов личным подвигом мужества и самопожертвования. Пасхи военных лет Царская семья проводит на фронтах и в госпиталях, Xристосуясь с солдатами и раздавая им подарки.

Строгие пасхальные яйца военных лет отличаются простотой и лаконизмом отделки.В это время в ведомостях фарфорового завода появляется новый адрес: доставка в лазарет.В годы войны начали делать специальные белые яйца с красным Крестом и датой под ним - для поднесения раненым.

Пасху 2 апреля 1917 г.(по н.ст. 15.04.) Императорская семья встретила в заточении в Александровском дворце Царского Села, где, по приказу А.Ф. Керенского, общение членов семьи было ограничено встречами за столом, значительно сократилось число приближенных, которые присутствовали на Богослужении и разделяли пасхальную трапезу Царской семьи.

П.Жильяр пишет так: «Служба продолжается до двух часов, после чего все идут в библиотеку для обычных поздравлений. Государь, по русскому обычаю, Xристосуется со всеми присутствующими мужчинами, включая коменданта Дворца и караульного офицера, который остался при нем. Оба не могут скрыть волнения, которое вызвало в них это непосредственное движение Государя. / Потом все садятся за круглый стол для пасхального разговенья. Их Величества сидят друг против друга… После сравнительного оживления, которое начало быстро падать, разговоры замирают». Баронесса София Буксгевден вспоминала: «В церкви Их Величествам пришлось стоять на некотором удалении друг от друга, а за ужином присутствовали комендант и офицеры охраны. Ужин прошел в атмосфере полной подавленности». Пасхальная трапеза продолжалась не более получаса». В Светлое Воскресенье Александра Федоровна раздавала всем приближённым фарфоровые яйца, сохранившиеся из прежних запасов. Всего было 135 человек.

Еще более печальной была последняя Пасха в жизни Императорской семьи в доме Ипатьева в Екатеринбурге, где в ночь на 17 июля 1918 г. они были расстреляны большевиками.

Пасха 1918года была поздней, пришлась на 5 мая (н.ст.) и холодной. Николай II писал о морозном и пасмурном дне этой Пасхи: "По просьбе Боткина (семейного врача Романовых) к нам впустили священника и дьякона в 8 час. Они отслужили Заутреню скоро и хорошо; большое было утешение помолиться хоть в такой обстановке и услышать "Христос Воскресе"... Утром похристосовались между собою и за чаем ели кулич и красные яйца, пасхи не могли достать".

Печатается по материалам сайта http://www.tsaarinikolai.com/demotxt/PaasiainenTpd.html#huomio